+7 9088 748677

развивающий детский центр

Малыши и художественное творчество

Автор: 
Яна Юрьевна Варнавская, руководитель изостудии детского развивающего центра «Пуговка». Высшая квалификационная категория, педагогический стаж более 25 лет, отмечена благодарностью Министерства образования и науки РФ, благодарственным письмом Тюменской областной Думы.

Занятия изобразительной деятельностью (рисованием, лепкой, аппликацией) в раннем возрасте — это пробуждение творческого начала у малышей и стимул для их гармоничного и разностороннего развития. В процессе таких занятий у детей меняется форма и способ мышления, личностные качества, они получают большой заряд положительных эмоций.

Когда же можно начинать знакомить ребенка с художественными материалами? Одни психологи считают, что не раньше 9 месяцев. Другие же рекомендуют с того момента, когда ребенок начинает уверенно сидеть (с 6 до 9 мес.). Я думаю, что всё индивидуально, и каждая мама может определить это время сама.

Период до 1 года — это своего рода подготовительный период, когда ребенок знакомится с красками, пробует их на вкус, ощущает их тактильно, смотрит как стекает краска, оставляя следы.

Рекомендую начать с пальчиковых красок, приобретенных в магазине, или красок, изготовленных мамой самостоятельно на основе фруктово-овощных соков. Для начала можно ограничиться 1-2 цветами. Теперь о пространстве, где будет происходить первый творческий опыт. Это может быть пол в комнате или ванная, где можно рисовать на кафельной стене. Малыша необходимо раздеть, оставив лишь памперс, и усадить на большой лист ватмана или в ванну. Затем дать ему возможность потрогать, пощупать краску, а потом с помощью кисти намазать ей ручки, ножки малыша. Прикосновения кисточки обычно приятны ему. Если же ребенку не нравится ощущать краску на ладони, можно сначала маме нанести краску на свою ладонь и сделать первый отпечаток. Нужно всячески подбадривать и поощрять малыша, чтобы он захотел принять участие в этом творческом процессе. А дальше пусть шлёпает руками или ногами по бумаге или кафелю, оставляя отпечатки, любуясь своим творением. Первые упражнения с красками лучше не затягивать, реакция ребенка должна быть позитивной, если интерес пропал, занятие закончить.

Задачи для взрослого в этот период:

  • выделить пространство для такого вида деятельности;
  • найти время (достаточно 1-2 раза в неделю);
  • приготовить безопасные краски, кисти, бумагу;
  • самим получать удовольствие от занятий со своим ребенком.

Период от 1 до 3 лет называется доизобразительным. Это время, когда ребенок чертит на листе бумаги свои первые каракули.

Ребёнок в этом возрасте:

  • ещё не рисует, он играет с художественными материалами, оставляя следы (пятна и линии) на поверхности листа или любой другой поверхности;
  • не «держит» формат листа и его «рисунки» не имеют выраженных границ;
  • учится в определённой степени координировать свои движения;
  • способен отслеживать возможности художественных материалов, оставляя след на поверхности.

Что же должен делать взрослый на данном этапе?

Необходимо организовать постоянное место для творчества. Это может быть стол и стул, часть стены, оклеенная старыми обоями или часть пола. Пространство, которое будет использоваться, застелить, малышу для работы желательно иметь специальный фартук.

Следует приобрести разнообразные материалы, прежде всего, это краски. Необходимы гуашевые или пальчиковые краски, а вот акварель для малышей не подходит. Она удобна для родителей (занимает мало места, компактна), но акварельная техника очень сложная, ведь акварель перед началом работы необходимо смочить и при рисовании не задеть соседние краски, а малышу сделать это очень сложно, так как зрительно-двигательная координация еще не настолько развита. Первые изображения могут быть так же, как и в подготовительный период, выполнены пальчиками или ладошками.

При дальнейшем знакомстве с краской можно сначала использовать вместо кисти ватные палочки, с помощью которых получаются яркие следы на бумаге. Красок при этом может быть одна или две. Затем можно познакомить с кисточкой и стаканчиком-«непроливашкой», детям очень нравится купать в нем кисточку. Порой процесс смачивания и набирания краски на кисть минует лист бумаги. Здесь важно показать ребенку правильное использование краски и кисти, но сделать это очень деликатно, не давая подробные словесные инструкции, а лишь слегка поправляя руку. Пусть малыш будет максимально свободен.

Материалы, которые могут быть использованы для творческой деятельности, желательны самые разнообразные: валики, печатки, штампы, бумага, салфетки и др. Например, цветные салфетки можно рвать, мять, катать в шарики, выкладывая из них интересные образы (облака, цветы и пр.).

Необходимо использовать и пластилин, и соленое тесто. Рецепт теста прост: 1 стакан муки, полстакана соли, полстакана воды, для запаха можно добавить ванилин или какао, чтобы тесто было эластичным, немного растительного масла. Придать выразительность полученным образам можно, например, с помощью некоторых продуктов — макаронных изделий и перца-горошка (иголки у ежика — спагетти, глазки — перец) и т. п.

При работе с разными материалами у ребенка развивается зрительно-двигательная координация и мелкая моторика. Он получает разнообразный тактильный опыт, позитивные эмоции.

Задачи для взрослого:

  • предоставлять ребёнку возможность экспериментировать с разными художественными материалами, выделив постоянное место, время, материалы;
  • демонстрировать способы использования этих материалов;
  • эмоционально поддерживать ребёнка в процессе игры с художественными материалами, формируя положительное отношение к данной деятельности (радоваться величине и яркости пятна, толщине или тонкости линий, количеству маленьких точек);
  • помочь ребенку увидеть в его первых рисунках (линиях, пятнах, следах) изображение конкретных образов (капли дождя, клубочки, дорожки и т. п.).

Постепенно движения ребёнка становятся увереннее, он начинает держать пространство листа (не выходит за его пределы в своих движениях). В конце данного периода происходит важнейшее событие: ребёнок открывает совпадение реального мира с графическими знаками, которые он создает.

Рождение первых самостоятельных изображений знаменует начало следующего этапа в развитии творческих возможностей малыша.

Желаю родителям и детям больших успехов на этом пути!