+7 9088 748677

развивающий детский центр

О М.Монтессори

Биография М. Монтессори языком дат

Мария Монтессори родилась в 1870 г. 31 августа в г. Кьяравалле, р-н Анконы, Италия. Посещает школу для мальчиков с научным уклоном в Риме.

1890 г.
Против воли своего отца она решает воплотить свое желание стать доктором.

1896 г.
Становится первой женщиной, добившейся степени доктора медицинских наук в Университете Рима. Представляет Италию на Международном Конгрессе Женщин в Берлине; выступает с речью о правах работающих женщин, в том числе о равной оплате за равную работу. Изучает работы французских докторов Итара и Сегена, которые работали с детьми - инвалидами.

1897-1898 гг.
Посещает педагогический курс в Римском Университете. Изучает основные труды в педагогике за последние 200 лет.

1899 г.
Участвует в Конгрессе женщин в Лондоне, ее принимает королева Виктория.

1899-1906 гг.
Читает лекции о гигиене и антропологии в педагогическом колледже для женщин в Риме.

1900 г.
Работает в психиатрической клинике в Риме. Назначена на должность директора ортофренической школы, где практиковались учителя для работы с детьми с отставанием в развитии. На протяжении двух лет она испытывает здесь стимульный материал. Некоторые дети, с которыми занимается Монтессори, при тестировании показывают такие же результаты, как дети с обычным развитием (здоровые).

1901г.
Начинает обучение по второму образованию – в экспериментальной психологии, образовании и антропологии в Римском Университете. Посещает начальные школы для исследования в области антропологии.

1904-1908 гг.
Читает лекции по антропологии и биологии в Римском Университете, включающие ее клинические наблюдения за учениками Римских начальных школ. Эти лекции послужат основой для создания ее книги «Педагогическая антропология» (1910 г.).

1907 г.
Открытие первого Дома Ребенка (Casa dei Bambini) на праздник Св. Епифании (6 января), по адресу: via dei Marsi, 58 в Сан Лоренцо, район Рима.

1909 г.
Дает первый тренерский курс по своему методу, где присутствовали около 100 слушателей. Курс прошел в Риме. Там, за месяц, она пишет свою первую книгу «Метод научной педагогике, применяемый в обучении детей в Домах ребенка». Спустя несколько лет, этот труд был переведен на 20 языков. Английский вариант называется «Монтессори метод».

1910 г.
Проводятся два параллельных курса по подготовке педагогов во Францисканском монастыре на via Giusti в Риме, где находится Дом ребенка. Выходит вторая книга: Педагогическая антропология.

1911 г.
Оставляет преподавание в Университете и отказывается от частной медицинской практики для того, чтобы полностью сконцентрироваться на обучении. Монтессори метод начинает применяться в школах Великобритании и Аргентины и вводится в начальных школах Италии и Швейцарии. Модели Монтессори школ создаются в Париже, Нью-Йорке и Бостоне.

1912 г.
Английский вариант «Метода…» вышел в США тиражом 5000 экз. под заглавием «Монтессори метод». Через несколько дней тираж полностью распродан. В списке бестселлеров в категории «нонфикшн» книга заняла 2-ое место.

1913 г.
Проходит Первый Международный курс в ее квартире в Риме, под патронажем королевы Маргариты. На курс прибыли студенты из Италии и других европейских государств, из Австралии, Южной Африки, Индии, Китая, Филиппин, США и Канады. Основана Ассоциация Монтессори Образования в США. Членами Ассоциации стали Александр Бэлл, его жена Мейбл, С.С.Маклур и дочь президента Нилсона – Маргарет Вудроу Нилсон. Первая поездка М.Монтессори в США,

1914 г.
Открыт Второй Международный курс в Риме. Выходит третья книга – Руководство д-ра Монтессори, печатается в Нью-Йорке.

1915 г.
Вторая поездка в США (с Марио). Выступает в Международном союзе детских садов и Национальной Образовательной Ассоциации, начинает Третий Международный курс. На Панамериканской Международной выставке в Сан-Франциско работает Монтессори класс в стеклянном павильоне, чтобы посетители выставки могли наблюдать за работой детей и учителя. В Нью-Йорке публикуются лекции Монтессори, прочитанные в Национальной Образовательной Ассоциации: «Моя система обучения, Организация умственной деятельности в школе, Обучение в зависимости (в связи) с воображением маленького ребенка, Мать и дитя».

1916 г.
Переезд в Барселону по приглашению городских властей. Барселона становится ее домом до прихода Франко в 1936 г. Четвертый Международный курс в Барселоне. Создается Монтессори школа и детская часовня в Барселоне, в качестве института по обучению учителей, с возвращением Каталонского правительства. Выходит в свет четвертая книга «Самообучение в начальной школе», в английском варианте: «Современный Монтессори Метод».

1919 г. 
Курс в Лондоне, где впервые использовался формат, ставший стандартным: 50 часов - лекций, 50 часов - работа с материалом, 50 часов – наблюдение в классе.

1920 г.
Лекции в Университете Амстердама, где Мария Монтессори впервые выносит свои идеи об образовании в средней школе.

1921 г.
Курсы в Лондоне и Милане. Основано Товарищество Нового Образования (ныне известное, как Всемирное Образовательное Товарищество), активным членом которого является М.Монтессори, вовлекает в жаркие споры за проведение реформ в образовании.

1922 г.
Публикуется «Дети, живущие в Неапольской церкви» (в английском варианте: «Ребенок в церкви», Лондон, 1929 г.) – первая книга М.Монтессори о католической литургии с детской точки зрения. Первый Дом ребенка в Вене, под управлением Мили Рубичек.

1923 г.
Курс в Лондоне и Голландии. Первый визит М. Монтессори в Венский Дом ребенка, положивший начало ее сотрудничеству и дружбе с Лили Рубичек (Пеллер), Элизой Хербатчек (Браун) и др.

1924 г.
Четырех месячный курс в Амстердаме. Встреча с Муссолини (который пришел к власти в 1922 г.), результатом которой стало официальное признание и широкое распространение Монтессори школ в Италии.

1925 г.
Курс в Лондоне, где сын Монтессори, Марио, получает диплом.

1926 г.
Посещение Аргентины. Речь «Образование и Мир» в Лиге Наций в Женеве.

1927 г.
Представлена Английскому Королевскому Двору. Впервые посещает школы в Ирландии.

1928 г.
Книга «Ребенок в семье», основанная на лекциях 1923 г. в Женеве, печатается в Германии.

1929 г.
Построен центр по обучению педагогов со школой Монтессори в Риме, в сотрудничестве между М.Монтессори и архитекторами. Первый Международный Монтессори Конгресс в Эльсиноре, Дании. Вместе с Марио основывает АМИ, штаб-квартира в Берлине (до 1935 г., после - Амстердам).

1930 г. 
Международный курс в Риме. Лекции в Вене, где она знакомится с Анной Фрейд (основательница детского психоанализа и дочь Зигмунда Фрейда).

1931 г.
Курс в Риме и Англии. Лекции в Берлинском Университете. Махатма Ганди, лидер индийского движения за независимость, посещает Монтессори школу в Риме.

1932 г.
Второй Международный Монтессори Конгресс в Ницце, Франция. Монтессори читает лекцию «Мир и образование», опубликованное Международным Образовательным Бюро в Женеве. Выходят: «Жизнь в Христе» (Рим), «Основные идеи моего метода» (Мадрид).

1933 г.
Систематическое уничтожение Монтессори движения нацистами в Германии, закрываются все Монтессори школы. Третий Международный конгресс в Амстердаме. Курсы в Лондоне, Дублине и Барселоне.

1934 г.
Четвертый Международный Монтессори Конгресс в Риме. После конфликтов с фашистским режимом все Монтессори школы в Италии «прекращают существование… в один день» (Рита Крамер). «Психо-арифметика» и «Психо-геометрия» публикуются в Барселоне.

1936 г.
Пятый Международный Конгресс в Оксфорде. Развитие дальнейших принципов Монтессори образования для начальной (космическое) и средней школы. Переворот Франко, М.Монтессори покидает Барселону и перебирается в Англию, а затем в Амстердам. Голландия становится ее домом; учебный центр с моделью школы обустраивает в Лорене, рядом с Амстердамом (впервые использует материалы космической зоны), АМИ переезжает сюда. В этот период в Голландии было свыше 200 Монтессори школ. Печатается: «Секрет детства» (Лондон), «Этапы обучения» (Брюгге, Бельгия).

1937 г.
Шестой Международный Монтессори Конгресс в Копенгагене, тема: «Обучать миру». Монтессори дала несколько лекций, объединенных позже под названием «Образование и Мир» (первая публикация в Италии, 1949 г.).

1938 г.
Седьмой Международный Монтессори Конгресс в Эдинбурге, Шотландия. Речь в Сорбонне, в Париже, где она сделала первый из многочисленных своих призывов к миру.

1939 г.
«Бог и ребенок» и «Erdkinder» и обязанности Университета: «преобразование обучения в течение и после отрочества» вышли в свет в Голландии. Уезжает с Марио в Индию на трехмесячный курс по приглашению Теософского Сообщества, которое использовало Монтессори метод для победы над безграмотностью.

1940 г.
Италия во Второй Мировой войне выступает на стороне Германии. В июне, Марио задерживает Британское колониальное правительство, как подданного вражеской стороны, и М.Монтессори скрывается на территории Теософского Сообщества. Марио освобождают в августе, благодаря уважению к Марии Монтессори со стороны Британского наместника и в честь ее 70 летия. Монтессори не могут покинуть Индию, пока идет война.

1939-1946 гг.
Курс в Мадрасе, Кодайканале, Карачи и Амедабаде в Индии и на Цейлоне. Дальнейшее развитие «космического плана» в сотрудничестве с Марио.

1941-1942 гг.
«Ребенок» (1941 г.) и «Переустройство в образовании» (1942 г.) печатаются в Индии.

1946 г.
После окончания войны Мария и Марио возвращаются в Европу. Курс в Лондоне, посещение Шотландии. «Образование для нового мира» (Индия).

1947 г.
Мария и Марио основывают Монтессори центр в Лондоне. Поездка в Италию: возрождение Монтессори Сообщества. Монтессори учреждения начинают вновь открываться. Работа «Помощь детству» возникла в Риме. Возвращение в Индию, курс в Адияре.

1948 г.
Курсы в Амедабаде, Адияре и Пуне, лекции в Бомбее. Поездка в Гвалияр, Индия; руководит открытием школы до 12 лет. Посещение школы и Монтессори учебного центра в Коломбо (Цейлон). «Из младенчества в отрочество» Франция. Эта книга продолжает концепцию М.Монтессори для начальной и средней школы. «Открытие ребенка», «Развить человеческий потенциал», «Что Вы должны знать о своем ребенке» и «Воспитание ребенка» (Мадрас).

1949 г.
Первая номинация на Нобелевскую премию Мира (позже, в 1950 и 1951 гг.). Месячный курс в Пакистане, ассистировали Марио и Альберт Юстене. Окончательное возвращение в Европу. Восьмой Международный Монтессори конгресс в Сан-Франциско, Италия. «Впитывающий ум» Италия. Публикация последней крупной работы «Формирование человека» Адьяр, 1955 г.

1950 г.
Тур в Норвегию и Швейцарию с лекциями. Речь на Всеобщей Конференции ЮНЕСКО во Франции. Международная конференция в Амстердаме в честь 80 летия Марии Монтессори.

1951 г.
Девятый Международный Монтессори Конгресс в Лондоне. Последний курс Марии Монтессори в Иннсбруке, Австрия.

1952 г.
Скончалась 6 мая в Нордвике ан Зее, Голландия. Похоронена на местном католическом кладбище. Trasing a metal inset.

http://www.montessori-center.ru/o-marii-montessori/zhizn-i-rabota/

 

 

 

 

 

 

Несколько интересных фактов о Марии Монтессори

1. До введения в Италии евро портрет М. Монтессори украшал национальную денежную купюру в 1000 лир.


2. В Финляндии, Нидерландах, Тайланде и США детские Монтессори-сады и школы входят в состав основного государственного реестра официальных учебных заведений.

3. Мария Монтессори, которая являлась автором 25 книг о воспитании ребенка, популярность которых не уступала популярным изданиям доктора Спока, в юности ативно сопротивлялась намерениям своих родителей сделать из нее учительницу.

4. В США окончание школы Монтессори является важным позитивным фактором при приеме на работу.

5. Русский художник Кузьма Петров-Водкин, однажды присутствовал на занятиях Монтессори. Он заметил, что у детей, занимающихся по ее методике «будут широко открыты и глаза и уши, и всё тело, и весь ум для восприятия внешнего мира».

6. В 1913 году, посетив Штаты, Мария Монтессори очаровала своей новой системой всех прогрессивных американцев: от изобретателей Томаса Эдисона и Александра Грэма Белла до дочери действующего президента Вильсона.

7. Именно Монтессори-школа занесена в Книгу Гиннеса, получив звание самой многочисленной. Эта школа находится в Индии, там учится более 22 000 детей.

8. Мария Монтессори трижды (в 1949, 1950 и 1951 годах) была выдвинута на Нобелевскую премию мира.

9. По системе Монтессори учились Франсуа Миттеран, создатели поисковой системы Google Ларри Пейдж и Сергей Брин, принцы Уильям и Гарри, основатель amazon.com Джефф Безос, Анна Франк, основатель Википедии Джимми Уэлс, Джулия Чайлд и многие другие известные люди.

10. Монтессори-педагогами были Татьяна Сухотина-Толстая (любимая дочь Льва Толстого) и принцесса Диана.

11. За заслуги на педагогическом поприще в Голландии, где последние годы жила Мария, ей поставили памятник.
12. В мире в 110 странах работают около 22 000 Монтессори школ. В них занимаются около 2,2 миллиона детей. Это значит, что только 0,1% детей в мире получают Монтессори образование, то есть, грамотную поддержку развития и возможность оптимальной реализации своего потенциала.
13.Считается, что всего четыре педагога ХХ века совершили революцию в воспитании. Это американец Джон Дьюи, немец Георг Кершенштейнер, итальянка Мария Монтессори и советский педагог Антон Макаренко. 

 

 

 

Что такое метод Монтессори?

Метод Монтессори получил свое название от имени  итальянского врача Марии Монтессори (1879-1952), которая разработала инновационный подход к образованию на основе своих наблюдений за детьми. Этот подход активно используется уже более ста лет.

Метод Монтессори основан на убеждении, что дети способны к саморазвитию, и что они достигнут своего истинного потенциала, если им помочь найти свой путь в условиях, специально созданных на каждом этапе их развития и с учетом их потребностей.

У большинства людей слово Монтессори, как правило, вызывает ассоциации с ранним возрастом, но сфера применения этого подхода не ограничена только маленькими детьми. На самом деле, подход Монтессори предлагает образ жизни для детей вплоть до подросткового возраста и взрослой жизни. Речь идет не только об обучении, но также и о том, как наилучшим образом способствовать естественному развитию в целом.

 

Подход Монтессори к образованию лежит на нескольких фундаментальных принципах:

Дети имеют различные потребности в разные периоды своей жизни

Мария Монтессори определила четыре этапа развития в жизни ребенка: от рождения до 6 лет, 6-12, 12-18, 18-24.

Многие психологи описывали эти различные этапы, но только Монтессори предложила образовательный подход, основывающийся на знании этих этапов. Она дала новое определение самому понятию образования, обозначив его как "помощь жизни”, что предполагает, что если мы будем поддерживать естественное развитие детей на каждом этапе, то мы обеспечим оптимальное развитие человека в целом. Она предположила, что существует уникальное время в жизни каждого ребенка, когда он в наибольшей степени способен сделать определенный шаг в своем развитии. Крайне важно давать детям возможность освоить определенные навыки в наиболее подходящий для этого момент, чтобы они смогли реализовать свой собственный потенциал

Дети обладают естественной тягой к знаниям

С момента рождения маленькие дети стремятся ориентироваться и исследовать предметы в своем мире. Они приобретают абстрактное понимание обо всем на основании собственно опыта, они движимы желанием быть независимыми и хотят найти способ общаться с окружающими их людьми. Они стремятся ощупывать предметы руками, чтобы понять, что они из себя представляют: это помогает детям сосредоточиться на выполнении конкретной задачи, стоящей перед ними, и повторять действия, все более оттачивая их. Эти стимулы к развитию являются частью естественного поведения, которое человеческие существа несут с собой по жизни и которое помогает детям развиваться и адаптироваться к своему новому миру.

У детей есть уникальные возможности для приобретения новых знаний

У детей есть периоды, когда они особенно чувствительны к определенным вещам, происходящим вокруг них. В первые шесть лет жизни они стремятся найти деятельность, которая поможет им выучить язык, координировать свои движения и развивать ум, который поможет им разобраться в окружающем их мире. Эти «сензитивные периоды» длятся  ограниченный период времени и заканчиваются к моменту достижения детьми шести лет. Они как бы представляют график естественного развития, и подход Монтессори уделяет большое внимание тому, чтобы каждый ребенок следовал своему индивидуальному графику развития в течение первых шести лет жизни.

http://aidtolife.org/ru/home/montessori1.htm

Главной целью Монтессори — педагогики стало воспитание свободного человека — самостоятельного, обладающего чувством собственного достоинства, тонко чувствующего окружающий мир и умеющего находить в нем свое место.

Главными принципами Монтессори-педагогики являются: подготовленная среда, наличие дидактических материалов, предоставление ребенку свободы во время работы (выбора материала, выбора времени и продолжительности работы с материалом, выбора места для работы, выбора партнера, общения с учителем или другими детьми).

Главная особенность этой педагогической системы — в создании специально подготовленной среды, как определила ее Монтессори. Это значит, что все предметы, с которыми работает ребенок, доступны для него и стоят в определенном порядке, который дети сами поддерживают. Так осуществляется свобода выбора. Каждый дидактический материал в такой среде только один. Так провоцируются социальные контакты и устанавливаются правила поведения в маленьком сообществе. Вся мебель в группе сделана под рост ребенка. Так среду делают удобной для маленького человека. Все происходящее в Монтессори-группе — это сложная и высокопрофессиональная работа учителя, которой специально учат и к вершинам которой педагоги идут порой всю жизнь.

 

Как устроен класс Монтессори

 

 

В классе всегда есть несколько  функциональных зон.

Одна из зон аналогична домашнему хозяйству с настоящей посудой, 

раковиной, гладильной доской, верстаком с инструментами, – здесь дети

приобретают различные навыки практической жизни и  

совершенствуют моторику и координацию.

В других зонах сосредоточены материалы для развития сенсорики, речи, математических способностей, знакомства с окружающим миром.

Вместо общих занятий, когда все дети слушают одного взрослого, в Монтессори-классах день начинается со свободной работы. Каждый ребёнок сам выбирает, чем ему заняться.
 

Учитель наблюдает и, в случае необходимости, приходит на помощь. Роль Монтессори-учителя пассивна только для непосвящённых. Именно он знает, на какой стадии развития находится каждый ребёнок, и какое занятие необходимо ему предложить для дальнейшего развития.

 

Индивидуальная работа с каждым учеником, причём не директивная, а направляющая, – вот задача учителя в Монтессори-классе.
 

Разновозрастность детей – ещё один непременный принцип групп Монтессори. Младшие тянутся за старшими, развиваясь быстрее, а старшие естественным образом привыкают заботиться о малышах, приобретают самостоятельность и ответственность. То есть работают принципы большой семьи и народной педагогики.
 

Воспитанию духа, души, нравственности в ребёнке педагогика Монтессори уделяет большое внимание. В группе взрослые и дети живут в атмосфере добра, взаимопонимания и помощи. Даже самые маленькие стараются доводить начатое дело до конца, уважать чужой труд, выполнять договорённости, опекать тех, кто пока слабее, радоваться успехам друг друга.
 

И главное – взрослые принимают ребёнка таким, каков он есть, радуются его неповторимости, а не пытаются лепить его по общим представлениям. Поэтому и дети выходят весёлыми, добрыми, самостоятельными, любознательными и счастливыми.
 

Во всём мире родители, уважающие личность своего ребёнка, стремятся отдать его именно в школу Монтессори.

http://montessoribaby.ru/Notes/Entries/2011/10/17_Cto_takoe_Montessori-klass.html

 

 

Что такое сензитивные периоды?

М. Монтессори утверждала, что никогда более ребенку не удаётся так быстро, полноценно и радостно научиться чему-либо, кроме как в соответствующий сензитивный период.

Сензитивный период — это такой период в жизни каждого ребенка, когда он учится чему-либо очень легко, овладевает навыками без особых усилий. Делает все с удовольствием и интересом. Сензитивные периоды длятся определенное, довольно короткое, время и проходят безвозвратно. Поэтому эти периоды пропустить ни в коем случае нельзя. Ведь наверстать упущенное будет практически невозможно.

Взрослым надо знать, что если детям приходится делать что-то под принуждением, то есть не во время сензитивных периодов, то обучение оказывается бесполезным, страдает психика и здоровье ребенка.

Взрослые не могут повлиять на время возникновения и длительность сензитивных периодов. Взрослые могут создать благоприятные условия для реализации внутренних «жизненных импульсов» детей. Среда Монтессори создана таким образом, что, занимаясь в ней, ребенок не сможет пропустить ни один сензитивный период, потому что всё необходимое для их удовлетворения существует в среде. Сензитивные периоды проявляются и длятся у каждого ребенка свое время. Поэтому фронтальный подход в обучении неэффективен и вреден для здоровья. В среде Монтессори каждый ребенок работает в соответствии со своим внутренним планом физиологического и психологического развития.

 

Сензитивный период развития речи

(от рождения до 6 лет)

 

В первые шесть лет жизни ребенок легко овладевает грамматическим строем речи, не изучая никаких грамматических правил. С помощью языка дети учатся выражать свои мысли и желания. В этот период ребята интересуются буквами, учатся писать и читать. Большое значение имеет речь, которая окружает детей, книги, которые родители читают им. В этот период впитывается все богатство родного языка. Поэтому не разговаривайте с детьми на упрощенном детском лепете.

Пожалуй, нижнюю границу этого сензитивного периода можно передвинуть на более ранние сроки развития детей. Современные учёные доказали, что важно разговаривать с ребёнком ещё до его рождения, когда он находится в утробе матери.

 

Сензитивный период развития чувства порядка

(от рождения до 3,5 лет)

 

Ребёнок нуждается в порядке. Когда вокруг порядок, он спокоен. Порядок вокруг ребёнка, следовательно, порядок и внутри ребёнка. Порядок во времени, порядок в пространстве и порядок во взаимоотношениях с другими. Этот порядок ребёнок проживает и впитывает.

Что такое порядок во времени?

 

—  Это режим дня, при котором есть определённое время для принятия пищи, прогулок, игр вместе со взрослыми и сверстниками, а также, время свободной работы, когда малыш работает сам (это время построения самого себя).

Что такое порядок в пространстве?

 

—  Это значит, что у каждой вещи — своё место. Обязательно нужно организовать специальную среду для ребёнка, хотя бы уголок. Поставьте маленький стол, стульчик, повесьте полочку, на которой доступно будут лежать книги ребёнка, бумага, карандаши, пластилин и другие необходимые принадлежности. Отведите место для игрушек, пусть их будет немного, но у каждой своё место. Хорошо бы иметь и шкафчик для одежды или хотя бы полочку, чтобы малыш мог самостоятельно пользоваться.

Что такое порядок во взаимоотношениях?

 

—  Это значит, что родители постоянны и последовательны в своих требованиях к ребёнку. Эти требования должны выполняться и самими взрослыми.

Дети очень чувствительны к изменениям в порядке. Они воспринимают вещи не обособленно, а во взаимосвязи друг с другом, поэтому лучше до трёх лет не переезжать, не делать ремонт в квартире, так как это может нарушить представление ребёнка о порядке в мире.

 

Сензитивный период развития самостоятельности

(от рождения до 5 лет)

 

Так создала природа, что с самого рождения ребёнок растёт, и его развитие ведёт к независимости. В семь месяцев ребёнок может сам стягивать шапку с головы. Это проявление самостоятельности. В восемь месяцев он берёт кусочки хлеба и съедает их. В девять месяцев пьёт из стакана, не проливая, если стакан держат, а в год малыш уже сам держит стакан, когда пьёт. В 1 год 1 месяц — подносит ложку ко рту, пока ещё пачкается, а в 1 год 9 месяцев съедает содержимое тарелки, испачкавшись совсем чуть-чуть. К трём годам ребёнок самостоятельно одевается. Это всё происходит, если родители не мешают проявлению самостоятельности у малыша, то есть не делают за него то, что он мог бы сделать сам. Важно не пропустить это время естественного стремления к самостоятельности. В противном случае, считал ученик Марии Монтессори Эрик Эриксон, если до пяти лет родители перехватывают инициативу у детей, не стимулируют его активность, то человек не станет предприимчивым, самостоятельным в суждениях, творчестве, а будет пассивным исполнителем.

 

Сензитивный период развития движений и действий

(от рождения до 4 лет)

 

Слава богу, современные мамы уже туго не пеленают своих новорожденных, но ещё частенько запрещают бегать и прыгать уже подросшим малышам, не давая выплеснуть наружу энергию, пытаются усадить их за спокойные интеллектуальные занятия. Знаете ли вы, уважаемые родители, что мозг не развивается отдельно от тела. Умственное развитие идёт параллельно с физическим и сенсорным развитием. Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Это значит, если не давать возможности двигаться детям, то в мозг не поступает кислород, который необходим для развития. Кроме того, запрет на движение грозит болезнями суставов и опорно-двигательного аппарата, а также психологической скованностью. Мудрая Мария Монтессори создала специальную среду, в которой дети могут свободно двигаться во время работы. Более того, в этой среде имеется специальная «шумная комната», в которой можно выплеснуть всю накопившуюся избыточную энергию, а также подкачать мышцы на тренажёрах, развить ловкость движений.

Мария Монтессори считала, что задача воспитания состоит в том, чтобы не смешивать добро с неподвижностью ребёнка и зло с его активностью, чем грешат устаревшие представления о дисциплине.

Нижнюю границу этого сензитивного периода можно отодвинуть на более ранний период, с того момента, как малыш начал двигаться в животе мамы. Например, в книге доктора медицинских наук М.Л.Лазарева «Мамалыш — или рождение до рождения» описываются игры, в которые можно играть с малышом, когда он еще не родился.

 

Сензитивый период сенсорного развития

(от рождения до 5 лет)

 

Мария Монтессори считала, что сенсорное воспитание является основой мышления: «В разуме нет ничего такого, чего бы не было раньше в чувствах». Она разработала комплект развивающих сенсорных материалов, с помощью которых дети могут развивать свои способности: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, а также стереогностическое чувство — вершину сенсорного развития. В системе Монтессори создаются условия для развития сенсорных эталонов. Сенсорное воспитание служит базой для изучения математики, расширения словарного запаса, овладения письмом. Эстетическое развитие тесно связано с сенсорным развитием. Чем более тонко развиты чувства человека, тем более развито его эстетическое чувство. Люди с неразвитыми чувствами для получения наслаждения ищут грубые и сильные раздражители. Сенсорное воспитание развивает способность воспринимать тончайшие оттенки окружающего мира, помогает сосредоточиться на деталях и таким образом собрать материал для воображения. Мария Монтессори считала, что воображение не может иметь иной базы, кроме сенсорной.

Благодаря открытиям современных учёных, границы этого сезитивного периода можно отодвинуть в дородовое детство. М.Лазарев в книге «Мамалыш — или рождение до рождения» описывает пренатальные игры, когда активизированы сенсорные чувства ребёнка. Еще не родившийся малыш реагирует на поглаживания, чувствует звуки, запоминает звуковые образы.

 

Сезитивный период восприятия мелких предметов

(от 1,5 до 2,5 лет)  

 

Ребёнку необходимо манипулировать мелкими предметами для утончения мелкой моторики. Если детям показать, что можно делать с мозаикой и бусинами, пуговицами зёрнами, то они не будут их использовать не по назначению. Нанизывать начинаем с крупных бусин, затем используем мелкие бусинки. Сортируем сначала каштаны и грецкие орехи, работая обеими руками, постепенно переходим к мелким зёрнышкам. В 9 месяцев малыш хватает крошки хлеба вытянутыми большим и указательным пальцами. В 9.5 месяцев указательный палец уже сгибается при захвате мелких предметов. В 10,5 месяцев ребёнок переворачивает страницы в книге с картинками. В 1 год — поворачивает крышку флакона и нанизывает кольца на пирамидку. В 2 года ребёнок умело рисует круглую спираль, в 2,4 года делает ножницами надрезы на бумажной полоске, которую держит взрослый. В 2,6 года — имитирует пишущие движения, в 2, 7 — формирует валик из пластилина, в 2,9 — чертит закрытый круг.

 

Сензитивный период развития социальных навыков

(от 2 до 6 лет)

 

 Без общения со сверстниками дети будут лишены возможности учиться на собственном опыте строить свои взаимоотношения с другими людьми. Кроме этого, они будут «тормозить» в умственном развитии. Именно в детском коллективе дети учатся общаться, впитывают правила поведения в обществе. Не случайно в среде — Монтессори все материалы только в единственном числе. Это даёт возможность детям научиться договариваться, уметь ждать, уметь просить и отказывать, уметь благодарить и соглашаться сотрудничать.

Новейшие исследования доказывают, что границы этого сензитивного периода можно отодвинуть. Первый толчок ребёнка в утробе матери — это начало личности. Это значит, что малыш заявил о себе и готов к общению. «Ребёнку необходимо ответить, его надо поддержать, радоваться вместе с ним его активности. Диалог развивает мозг ребёнка», — пишет в книге «Мамалыш или рождение до рождения» М.Л.Лазарев.

Лариса Шумилова

http://www.montessori-press.ru/roditeljam/rebenok-do-1-goda/chto-takoe-senzitivnye-periody.html