+7 9088 748677
Интервью с Валентиной Алексеевной Томашенко, директором детского развивающего центра «Пуговка».
Разговор о сегодняшних детях и их родителях, об играх и развитии, о капризах и возможностях ребёнка, о родительской любви и детских потребностях, а также о том, кто же всё-таки в семье главный.
Валентина Алексеевна, ваш опыт работы с детьми, а соответственно взаимодействия с родителями — уже более 25 лет. На ваш взгляд, какие они — современные дети и современные родители?
Хорошие! Очень умные, продвинутые, знающие, мамы много интересуются развитием своих детей. Конечно, все разные. Но, по крайней мере, в детские центры ходят те, кого беспокоит, а правильно ли он делает, а как лучше это сделать и т. д.
Отличаются ли они от тех, которые были в начале вашей педагогической работы?
Очень отличаются! И дети, и родители! У детей интеллект стал выше, зато эмоционально они нестабильны. Сегодня дети более ранимые, более тревожные. Может быть, это связано с развитием технологий, ранним знакомством с компьютером. Цифры, знаки… Им всё легко дается. Но зато каких-то простых вещей они могут не знать, а главное не уметь.
В вашем центре на группе «Растем вместе: Я и Мама» есть время для «Маминых вопросов». Что сейчас больше всего беспокоит родителей?
Как договориться с ребёнком, как преодолеть его капризы и истерики. Молодым мамам подчас сложно взаимодействовать со своими детьми, находить к ним правильный подход. Современные родители очень боятся детских истерик, слёз, капризов. Сейчас почему-то такая ситуация: рождается в семье ребёнок и сразу же занимает главенствующую роль. Но такого не может быть! В любом случае родители — главные. И мамин опыт, и мамины знания преобладают над детскими. Но сегодня во многих случаях дети руководят родителями. Это не правильно!
И как тогда правильно справляться с такими истериками?
Переживание лестницы чувств (особый приём в позитивном воспитании детей, позволяющий протестующему ребёнку пережить поэтапно чувства злости – печали – страха – любви). Например, если ребёнок не хочет заходить с прогулки, спокойно говоришь: «Да, я прекрасно понимаю тебя, тебе не хочется сейчас заходить. Но нам надо пойти домой. Надо обедать, ложиться спать. Надо пойти домой!» И даже если он сопротивляется, берёте его и заводите. И через какое-то время он сам поймет, что мама плохого не посоветует, что так действительно надо. Что существует определённый порядок, которого следует придерживаться. Если мы постепенно не научим детей принимать этот мир с его правилами, то мир сам научит, но уже жёстко. Ребёнок с самого раннего возраста должен быть готов к тому, что у всего есть свой порядок.
Исходя из своего опыта и наблюдений за родителями и детьми, можете выделить основные ошибки в воспитании и развитии?
Возможно, это непринятие возрастных норм или же вообще их незнание. Некоторые думают — вот он маленький-маленький, ему всё можно. А потом ребёнок вырастает, а родители возмущаются: «Как так? Почему он этого не делает или делает что-то не так? Начинается перевоспитание. А это уже гораздо сложнее.
Многих мам волнует, как же приучить ребёнка к порядку. Но во многих семьях вопрос убирания за собой игрушек сводится лишь к складыванию их в одну большую корзину. Насколько это верно и эффективно?
Когда говорим о порядке, то подразумеваем порядок трёх видов: порядок времени, порядок отношений и, наконец, предметный порядок. Последний, конечно, — самый простой, мамы его быстрее и принимают. Детям очень нужен порядок. В каждой семье он свой. Но у каждой вещи должно быть своё место. Это библиотека, это подвижные игрушки, это развивающие и т. д. Общих корзин, конечно, следует избегать. Расставите игрушки по полочкам и сами удивитесь, как быстро и чётко ребёнок примет эти правила и этот порядок. То же и с временным порядком, т. е. режимом дня, и порядком отношений.
Сейчас родители с первых дней жизни ребёнка хотят от него очень многого: и сразу читать научить, и на английском разговаривать. К чему это приводит?
Ни к чему хорошему. Конечно, они это делают из лучших побуждений, из любви к своим детям. Но это перегрузка — эмоциональная, интеллектуальная. Это приводит к ухудшению здоровья, к ухудшению психологического состояния. Почему дети уже в средней школе отказываются учиться? Даже если в начальной школе им было более менее интересно, то дальше они скатываются, и это ни для кого не секрет. Тогда подключают и репетиторства, и дополнительные предметы и занятия. Получается, что вся жизнь — одно учение. Но в психологии чётко прописано: до 7 лет — возраст игры. Только в игре, только в свободной деятельности ребёнку можно развиваться. Когда внимание ещё неустойчиво, когда хочется заниматься только тем, чем интересно. Любому ребёнку надо наиграться, нарезвиться, а уже потом с удовольствием учиться.
Ваши пожеланиями современным молодым родителям?
Любить своих детей, наблюдать за ними, не сравнивать с другими, а видеть и радоваться тому, что происходит именно с их ребёнком. Больше гулять, играть, разговаривать со своими детьми. Когда ребёнок растёт в благополучной семье, в любви и понимании, тогда он и развивается полноценно.
Евгения Кашперко