+7 9088 748677

развивающий детский центр

Почему ребенок не говорит правильно

Автор: 
Маликова Татьяна Александровна, учитель-логопед высшей квалификационной категории. Опыт педагогической работы более 30 лет. Награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ. Обладатель Гранта Губернатора ХМАО-Югры в номинации «Лучший педагог ДОУ ХМАО-Югры» (2007 год). Почетный работник общего образования. Ветеран труда РФ.

«Безусловно, правильно мы слышим только те звуки,
которые умеем правильно произносить»
С. Бернштейн

Ребенок родился, сделал первый шаг, сказал первое слово. Его детская речь так умиляет. Но вот малышу уже 4,5 и, наконец, 6 лет, а речь его во многом остается детской. Теперь родители не умиляются, а огорчаются и не беспочвенно. Многие родители почему-то, ждут магических пяти лет и только тогда обращаются к логопеду. Это ошибка. На консультацию к логопеду нужно приходить как можно раньше. Логопеду проще всего помочь ребенку в период от 2 до 4 лет. Позже уже приходится исправлять неправильно сформированные звуки.

 

Почему ребенок не научился говорить правильно?

Когда мы говорим, наш язык находится в постоянном движении. Эти движения не хаотичны, они строго упорядочены и при произнесении звука язык занимает определенное место. Произнесите, например, несколько раз подряд звук «ш» почувствуйте, как язык прижимается к небу за верхними зубами. Затем продвиньте язык назад в глубину рта. Звук «ш» зазвучит по иному, это не его место. Попробуйте еще раз произнести звук «ш», опустив язык за нижние зубы — получится звук «с», малейшее отклонение языка от правильного положения, и звучание звука становится нечистым.

При формировании звукопроизношения ребенок ведет поиск правильных положений языка. В силу чрезмерной подвижности языка, или наоборот, его вялости, движения языка несовершенны, не упорядочены, поэтому ребенок совершает множество замен одних звуков другими (сяпка-шапка, зяба-жаба, вапа-лапа). По мере роста мышцы языка становятся крепче, эластичнее, гибче. При помощи слуха звуки дифференцируются (различаются), язык находит правильные положения, ошибок в звукопроизношении становится меньше, двигательные навыки совершенствуются и переходят в автоматизм, и ребенок говорит чисто. Там, где подвижность языка остается вялой или напряженной, механизм автоматизма движения закрепляет неправильные положения. Поэтому ребенок и в пять, и в семь лет продолжает говорить как в два или три года, у него остаются проблемы со звуками.

 

Почему язык бывает недостаточно подвижным?

Причины этого можно условно разделить на видимые и невидимые.

Видимые причины

  • различные врожденные или возникшие в результате травм расщелины неба, губ, деформации зубов;
  • неправильный прикус — верхняя или нижняя челюсть заметно выдается вперед;
  • короткая подъязычная уздечка.

В норме она составляет 1,5 см. Если у ребенка короткая уздечка, то она сдерживает движения язычка, которому необходим простор (он оказывается на «коротком поводке»). Но не спешите ее подрезать! Уздечка очень эластична (это ведь мышца) и от специальных артикуляционных упражнений прекрасно растягивается.

Невидимые причины

Как и все невидимое эти причины гораздо сложнее и коварнее: они затормаживают развитие речевых центров в коре головного мозга, как бы усыпляют их. Поступающие слабые сигналы задерживают речевое развитие ребенка, и он начинает говорить только после двух — трех лет. Если же не задерживают, то не способствуют достаточной для чистого произношения подвижности языка.

Невидимые причины — это негативные факторы, влияющие на ход беременности, тяжелые роды, частые болезни ребенка в раннем периоде (до 2,5-3 лет), инфекции, травмы, аллергии, диатезы, ушибы, стрессовые ситуации, неблагоприятные факторы речевого окружения (кто-то в семье имеет нарушение звукопроизношения).

 

Нарушения речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование звукового, слогового, буквенного анализа слов, обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя речи.

Проблемы в развитии речи сказываются на общем развитии ребенка, провоцируют отставание в учебе, если своевременно не оказать логопедическую помощь. Нередко по причине речевых нарушений ребенок практически не усваивает программу начальной школы. Причиной тому часто является пассивность родителей и их неосведомленность в вопросах развития устной речи, на базе которой будет строиться письменная речь.

Между различением звуков и запоминанием их графического изображения существует тесная связь. Чем беднее представления ребенка о том, из каких звукобуквенных элементов состоит слово, тем более заметны нарушения в произношении, тем труднее формируется навык чтения. При этом трудности в обучении чтению почти всегда сопровождаются и расстройствами письма — дисграфией, проявляющейся в многообразных и многочисленных ошибках при письме (пропуск гласных и согласных, раздельное написание частей слова, искажение его, вставка лишних букв, слогов слитное написание предлогов и др.). Дисграфия — следствие затруднения детей в анализе и синтезе слов: не могут определить последовательность звуков в слове, составить слово из букв — и, следовательно, правильно его записать.

Целенаправленная работа по формированию правильного звукопроизношения и развитию речи помогает предотвратить проявления многих нарушений речи, распознать более сложные речевые патологии и способствуют их ранней коррекции. Начинать необходимо уже с трехлетнего возраста.

 

Главная задача родителей — вовремя обратить внимание на нарушения устной речи дошкольника и обратиться к специалисту за логопедической помощью. Чтобы предотвратить трудности его общения в коллективе и неуспеваемость в школе.

Логопед выяснит, в чем причина плохого звукопроизношения, объяснит, какие виды речевых нарушений бывают и как развивается ребенок от 1 до 7 лет, как помочь своему ребенку в домашних условиях, какими методами стимулировать развитие речи.