+7 9088 748677
В своей практике мне не раз доводилось слышать от родителей: «Моему ребенку всего год, нам музыкой заниматься еще рано, наверное, с трёх мы начнём». Таким родителям хотелось бы ответить словами популярного автора Масару Ибуки: «После трёх уже поздно»! К такому же выводу пришла и Виктория Юркевич, известный российский психолог, много лет посвятившая работе с одарёнными детьми. В своей книге «Одарённый ребенок: иллюзия и реальность» она пишет:
«...наиболее ранний сензитивный период, видимо, у музыкальных способностей — до трех лет. ... После сензитивного периода, т. е. после трёх лет, развитие музыкальных способностей возможно, но уже куда более затруднительно».
Так когда же лучше всего начинать знакомство с музыкой и с чего следует начать?
Музыка полезна для развития малыша еще до его рождения. Учеными установлено, что находясь в материнской утробе, ребенок слышит и даже запоминает музыку, а появившись на свет, узнает ее. Знакомая мелодия приятна малышу, успокаивает его, она способствует укреплению его здоровья и его развитию. Поэтому беременной женщине важно петь для своего малыша и слушать музыку, прежде всего народную и классическую. Самой полезной для младенцев считается музыка В.Моцарта и А.Вивальди. Можно рекомендовать для прослушивания вальсы и любимые мамины мелодии (кроме рок-музыки). Хотелось бы обратить внимание на то, что очень важно, чтобы сама мама делала это с желанием, с удовольствием, а не просто потому, что так надо. Малыши очень чувствуют мамино настроение.
В первый год жизни ребенок обладает слухом, способным тонко дифференцировать разные звуки. Поэтому родители должны позаботиться о создании богатой звуковой и музыкальной среды для малыша. Если этого не делать, тонкость слухового восприятия утрачивается.
Самый главный музыкальный инструмент для малыша в это время (как и в дородовый период) — это родной мамин голос, любимая музыка — это мамина песня. Через мамин голос малыш знакомится с окружающим миром, с родным языком. Важно, чтобы малыш при этом видел мамино лицо. Когда мама поет, происходит своего рода тренировка артикуляционного аппарата ребенка: в ответ на движения мышц маминого лица, происходят сокращения и мышц лица малыша, голосовые связки совершают колебательные движения. Поэтому хочется всем мамам сказать: «Пойте, мамы, от души!» Малышу неважно, есть у мамы музыкальный слух или нет, ему важно слышать голос мамы, через него впитывать мамину любовь и нежность, познавать интонации родной речи.
А что же петь? Прежде всего, колыбельные, народные песни, небольшие детские песенки, а еще и свои любимые песни. Можно сочинять и свои мелодии на понравившиеся потешки и стихи, что часто мамы и делают.
И еще, нужно обязательно побуждать малыша к вокализации, к подпеванию, предлагая ему спеть вместе с вами, подбадривая и одобряя его попытки подать голос. У некоторых детей это прекрасно получается и в столь раннем возрасте.
Важно, чтобы у малыша была возможность слышать и звуки живой природы: пение птиц, шум ветра и другие. Следует при этом обратить его внимание на них, например, «слышишь, воробей поет: чик-чирик, чик-чирик» или «прислушайся, ветер воет: у-у-у» и т. п.
Необходимы и погремушки с разными наполнителями, обладающие негромким звуком, простые детские музыкальные и шумовые инструменты, которые можно приобрести в магазине или сделать своими руками. Главное, чтобы они были безопасны для малыша, выполнены из экологически чистых материалов, обладали приятным звуком, хорошо настроены. Знакомить с инструментами нужно постепенно, представляя малышу один инструмент в течение нескольких дней, чтобы малыш запомнил, научился узнавать его. Как? Обязательно назвать инструмент, показать, как он звучит, а затем петь и аккомпанировать себе на нем или танцевать и играть, эмоционально, с хорошим настроением. Малыш будет сначала наблюдать за мамой, а потом обязательно захочет принять участие в такой веселой игре.
Хорошо, если мама любит танцевать! Малыш с удовольствием присоединиться к ней. Находясь на руках у мамы, через движения её тела он будет чувствовать пульс и ритм танца. А если мама будет перемещать его на руках то вверх, то вниз, перед собой, справа, слева, менять его положение (прямо, на боку, лежа), он получит представление о пространстве, будут развиваться его координация, чувства равновесия и ритма.
Замечательно, если в семье кто-то играет на каком-либо музыкальном инструменте, и ребенок имеет возможность слушать живую музыку. Но если этого нет, необходимо подобрать качественные записи. Желательно, чтобы это была не электронная музыка, не обработки для детей, а настоящая музыка, запись хорошего оркестра или музыканта-инструменталиста, вокалиста. Пусть это будет разная музыка: по стилям и жанрам, по настроению. И еще важно, чтобы эта музыка нравилась маме! Перед прослушиванием нужно сказать малышу: «Послушай, это музыка, красивая музыка». Пространные комментарии здесь не нужны. Можно подвигаться под музыку вместе с малышом. При этом музыку включать негромко и следить за реакцией ребенка. Если он отвлекается или выражает недовольство, выключить запись. В целом сеанс слушания может продолжаться от 20-30 секунд до 1-2 минут. Можно повторить его в течение дня 1-2 раза.
Некоторые родители, узнав о пользе слушания музыки, о том, что это положительно влияет на эмоциональную сферу, на интеллектуальное развитие малыша, включают музыку на целый день и даже во время сна. Но ведь органы слуха и нервная система детей раннего возраста еще несовершенны, не зрелы, и такая нагрузка для них непосильна. Громко звучащая музыка в течение длительного времени (как и любые звуки) — это прямая угроза потери слуха и расстройства нервной системы. И даже если музыка звучит тихо, как фон, нагрузка остается высокой, у ребенка снижается восприятие, внимание, интерес к музыке падает, он просто перестает ее замечать. Музыка фоном быть не должна! Задача родителей - пробудить к ней внимание, вызвать интерес, воспитать любовь.
И все-таки, согласитесь, гораздо больше пользы для развития ребенка приносит не пассивное слушание, а непосредственное участие малыша в создании музыки: пение, игра на музыкальных инструментах, движение под музыку. При этом мозг получает больше сигналов, включаются разные системы организма.
Все эти рекомендации актуальны и для детей в возрасте от 1 года до 3 лет. Родители по-прежнему могут сами заниматься музыкой со своим ребенком. Малыш становятся все более активным, самостоятельным, он эмоционально реагирует на музыку, осваивает новые движения, приемы игры на детских инструментах, начинает петь, и задача родителей — поддержать его в этом, предоставляя разнообразные возможности проявить себя в том или ином виде музыкальной деятельности.
Часто в этом время родители решают посещать со своим ребенком музыкальные занятия в детском развивающем центре. Выбирая центр, следует обратить внимание, звучит ли там живая музыка или используются фонограммы. Можно поинтересоваться у родителей детей, посещающих центр, их мнением о педагоге, расспросить, как проходят занятия. Маме нужно быть готовой к тому, что, придя впервые на занятия, попав в незнакомую обстановку, малыш может повести себя не так, как ей бы хотелось. Он может замкнуться и даже заплакать, а может и, наоборот, перевозбудиться, расшалиться. И это нормальная реакция для детей этого возраста на новую, непривычную ситуацию. Не стоит, посетив одно занятие, судя по поведению своего малыша делать категоричный вывод, что это вам не подходит, не спешить менять педагога и центр. Следует отнестись с пониманием к своему ребенку и дать ему время, чтобы он привык и к педагогу, и к детям, и к родителям, к тому, что происходит на занятии. Поэтому желательно посетить несколько занятий, чтобы малыш успокоился и начал принимать участие в происходящем.
Путь развития музыкальности у каждого человека свой, не похожий на других. Не сравнивайте своего ребенка с другими, радуйтесь любым его успехам, даже самым незначительным. Малышу всегда нужны ваши поддержка, уверенность, положительные эмоции от совместных занятий музыкой. Успехов вам и вашему малышу!